Как в России появилась парфюмерия
02.04.2014
В середине XIX века русская аристократия знала только
французскую парфюмерию. Русский народ про парфюмерию вообще ничего не знал и даже слова такого никогда не слышал. Мыла простые люди в те времена тоже не знали, а при мытье использовали щелок, получаемый из золы, и впоследствии их пришлось убеждать в том, что мылом вообще стоит пользоваться.
И вот один французский парфюмер организовать в России выпуск мыла и духов, которые, по его мнению, были бы не хуже парижских. Звали этого француза Анри Брокар. Предприятие по производству парфюмированного мыла, хозяином которого был Брокар, заработало 15-го мая 1864-го года (эту дату можно считать днём рождения
русской парфюмерии). Сначала на предприятии выпускалось только три сорта мыла: «Детское», отличительной особенностью которого было то, что на каждом кусочке мыла выдавливалась какая-нибудь буква русского алфавита (по свидетельствам очевидцев, многие юные москвичи выучились читать по «азбуке Брокара»); «Янтарное» и «Медовое». Качественное мыло Брокара быстро завоевало популярность, и предприимчивый француз постепенно начал расширять производство и разрабатывать новые сорта мыла.
Русским женщинам особенно нравилось «Греческое» мыло, которое обладающий тонким вкусом и отличными познаниями в парфюмерии Брокар, вырабатывал из лучших сортов орехового масла. Следующими сортами были «Шаром» и «Народное», цена которых была всего одна копейка за кусок. Это были не страшные бесформенные куски, а нормальное душистое мыло прямоугольной формы, « Шаром» имело форму шара. Разработанные для более обеспеченной публики «Греческое» и «Спермацетное», стоили дороже, их цена доходила до 40-60 копеек за кусок. Не знаю, как бы пошли дела у Брокара дальше – ему приходилось выдерживать жесточайшую конкуренцию, рынок России быстро наполнялся французским мылом. Но он совершил решающий в своей жизни поступок и женился на Шарлотте Реве. Всесторонне образованная барышня, Шарлотта стала первым русским директором по маркетингу и рекламе. Она всю жизнь помогала мужу, придумывала новые брэнды, названия товарных групп, разрабатывала дизайн упаковок и даже вела переговоры с партнерами.
Именно она решила организовать выпуск мыла, ориентированного на простых людей, именно она предложила создать дешевое мыло для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, а для детей постарше — с буквами алфавита. Для взрослых же Шарлотта придумала разноцветное мыло в виде овощей. Согласитесь, что даже в наши дни парфюмерного изобилия необычное мыло будет отличным подарком, как для ребенка, так и для взрослого. Получив в 1865 году серебряную медаль на Выставке русских производств в Москве, предприятие Брокара превращается в мощную парфюмерную фабрику. Кроме мыла он выпускает помаду и пудру. «Нужен магазин» - решает Шарлотта и в 1872 году открывается первый фирменный парфюмерный магазин в России. Как опытный маркетолог Шарлотта понимает, что наилучшую рекламу товару делают известные и влиятельные люди, и делает очередной умный ход.
В 1873 году она преподносит великой
княгине Марии Александровне, дочери
царя Александра II, букет восковых цветов, которые пахнут как настоящие, и через неделю Брокары становятся придворными поставщиками великой княгини. К открытию второго фирменного магазина Шарлотта придумывает очередную новинку. Набор парфюмерных изделий, включающий в себя мыло, помаду, духи, одеколон, крем – всего десять изделий по фантастически низкой цене в один рубль. Подогретая рекламой публика чуть не разнесла новый магазин. Наступает 1882 год. В Москве проходит Первая Всероссийская Промышленно-художественная выставка. В центре выставочного павильона бьёт фонтан, его струи испускают необычный аромат. Это Анри Брокар таким необычным способом презентует свою новую продукцию – одеколон «Цветочный». Посетители выставки собирали дармовой одеколон в специально принесенные из дома банки и флаконы, а наиболее раскрепощенные полоскали в фонтан свою одежду. Рекламные ходы Шарлотты продолжают восхищать. В разгар русско-турецкой войны 1877-1878 гг. начинается выпуск помады и мыла под названием «Букет Плевны», которые быстро стали популярны среди простого народа.
Коллекция наград Брокара росла, кроме дипломов и медалей с различных выставок у него были даже два золотых российских герба, украшавшие этикетки фирмы и пожалованные Брокару в знак признания его заслуг и качества продукции. Не хватало только звания «Поставщика Двора Его Императорского Величества».
И вот в день рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны, она получает от Брокара очень странный подарок: вазу с потрясающе изготовленными восковыми цветами, каждый из которых выделяет свой натуральный аромат. Букет запахов легко и приятно кружит голову. Императрица называет аромат «Любимый букет императрицы», а Брокар получает, наконец высочайший указ, которым ему жалуют давно желаемое звание. Духи «Любимый букет императрицы» вышли уже после смерти Брокара, в 1913 году. Духи быстро завоевали небывалую популярность в России и даже за её границами. Им была уготована долгая жизнь, они дожили даже до нашего времени, но уже под названием «
Красная Москва». Но первый российский маркетолог Шарлотта Брокар не дожила до этого, не дожила она и до того, что их фабрику скоро национализировали и стали называть «
Новая заря». От семейства Брокар, первых российских парфюмеров, остались только бюсты, которые находятся в Третьяковской галерее и напоминают нам о них.