Ароматы морского бриза.
17.09.2014
Названия, связанные с водой и морем, создатели парфюмерной продукции употребляли давно: вспомним хотя бы нежные духи 1952 года "Youth Dew" ("Роса молодости") от "Estee Lauder", и само слово "одеколон" ("Кельнская вода"). За метафорическими и поэтическими наименованиями тем не менее прятались традиционные ароматы.
До недавнего времени считалось, что парфюмерные запахи подразделяются на четыре макрогруппы: цветочную, восточную, папоротниковую и шипровую.
Классическим примером цветочного аромата являются знаменитые духи "Chanel 5" ("Chanel"), восточная группа стала популярной благодаря "Must" ("Cartier"), одним из самых старинных представителей папоротникового семейства называются духи "Jicky" ("Guerlain"), а шипровые запахи получили свой титул в честь великолепного аромата "Сhypre" ("Coty"), выпущенного в 1917 году.
Долгое время шипровое направление считалось самым молодым и молодежным. Именно в этом ключе дизайнеры создавали освежающие, «утренние» композиции - такие, как "Charlie" ("Revlon"), "Alliage" ("Estee Lauder"), "Creation" ("Lapidus"), "Diorella" ("Christian Dior").
Никто и не ожидал, что на исходе XX века произойдет чудо и возникнет совершенно новый тип духов. И все-таки на рубеже 80 - 90-х на рынок хлынули "морские", или, как их ещё называют, "водяные" ароматы, значительно отличающиеся от всего, что существовало ранее.
Родоначальником этого течения с полным правом считается японец Kenzo Takada, выпустивший в 1991 году мужскую туалетную воду "Kenzo pour homme". На первый взгляд может показаться странным, что в авангарде моды на этот раз оказались мужчины, но на самом деле ничего удивительного в этом нет. Море - это волны, ветер, полные опасностей приключения... суровая романтика. Сам Kenzo, представляя свое новое творение, говорил о "йодистом" морском воздухе, туманной дымке и... устрицах (совершенно "непарфюмерные" ассоциации). Под стать запаху был и флакон: темно-сине-зеленый, будто изогнутый сильнейшим океанским шквалом.
Аромат моря, предложенный Kenzo, оказался одновременно свежим, опьяняющим и настолько необычным, что ведущие парфюмеры рискнули предложить "стихию во флаконе" и дамам. В 1992 году успех своего соотечественника повторил Issey Miyake, весьма удачно обыгравший собственное имя. Название туалетной воды "L'eau d'Issey" напоминает о гомеровском герое - великом античном мореплавателе и непревзойденном любовнике Одиссее, а невесомый, чистый запах, хранящийся в легком минималистическом конусе из матового стекла и светлого металла, вызывает образ зеркальной водной глади, бесконечного морского спокойствия и тишины.
Не отставали и европейцы. В этом же году на морскую тему высказался француз "Christian Dior", вдохновившийся тонкой гранью между берегом и океаном. Созданные им духи "Dune" - это воздушный, динамичный и свободный аромат, который наполняет энергией. "Dune" - словно прогулка вдоль залива по мокрому песку (кстати, и флакон "Dune" розовато-песочного цвета).
Несколько позже появилась и "Acqua di Gio" ("Giorgio Armani"). Итальянскому парфюмеру удалось невозможное: он воплотил в запахе терпкий привкус морской воды, а в соединении с жасмином, гиацинтом и мускатным орехом получилось удивительное сочетание сладковатой прелести и солоноватой печали.
"Zino Davidoff" из Швейцарии открыл ещё одну грань "водного" направления: популярная туалетная вода "Cool water" рисует в воображении не море, но водопад. Ощущение брызжущей прохлады и силы мощного потока запрятано в голубой капле (именно так выглядит флакон).
Среди новшеств последнего времени отметим очень женственный, спокойный аромат "Aquaflore" ("Carolina Herrera") и туалетную воду "Eau Marine" ("Les Copains"), которая подчеркивает индивидуальность и независимость дамы, решившейся на морское путешествие. Особенного внимания заслуживает "солнечная вода" - "Sunwater", выпущенная в 1998 году фирмой "Lancaster" из Монте-Карло: парфюмеры вдохновились праздничными впечатлениями южного летнего пляжа и поместили волнующую морскую влагу в контекст золотистых солнечных лучей. Приятный, расслабляющий эффект создается благодаря нотам розы, зеленого яблока, амбры и древесины. И никаких водорослей и моллюсков!
Так что рождению морского направления отнюдь не предшествовали революционные преобразования в науке (а ведь раньше многими новшествами парфюмеры были обязаны химикам, открывшим, в частности, ванилин или альдегиды, без которых современные ароматы просто немыслимы). Оказалось, что все дело - в искусстве композиции, а не в исходном продукте.
Рискнем предположить, что в недалеком будущем нас ждут новые сенсации, связанные с водой: до сих пор незадействованными в парфюмерном искусстве остались такие реалии, как дождь, озеро, река...